Церковь Святой мученицы царицы Александры

Церковь Святой мученицы царицы Александры

Название Бабигонских высот происходит от финского названия находившейся здесь деревни Pappinkondo — «Пасторский надел». После того, как Ингерманландия вошла в состав Российской империи, название русифицировалось и стало звучать как «Бабий гонт» или «Бабий гон». Местность вошла во владения императорской фамилии, но новые хозяева мало занимались её преобразованиями. В 1750-х годах при императрице Елизавете здесь был посажен фруктовый сад, а при Павле некоторое время находился золотой шатер, подаренный императору персидским шахом по случаю окончания русско-персидской войны. 30-е — 50-е годы XIX века изменили течение жизни на Бабигонских высотах. Николай I решил благоустроить эту местность для себя и своей семьи, а окрестные деревни сделать образцовыми. Новые деревни строили по планам, в них переселяли финнов, здешних или из других мест, также часть населения составляли местные ижоры. Деревни были переименованы в честь членов императорской фамилии и стали называться: Владимирово, Костино, Марьино, Минино, Санино, Сашино, Ольгино, Мишино, Луизино. Деревни Kylänpää и Teppola объединили и назвали Низино, существует предположение, что название связано с уменьшительным «домашним» именем императора — Низи. По воле Николая I на Бибигонских высотах появились Розовый павильон, Бельведер, Царская мельница и Никольского сельского домик. Проекты разрабатывал придворный архитектор, А. И. Штакеншнейдер. Ему же принадлежит проект церкви на холме в Низино.

Место для церкви выбрали на холме. Есть легенда, что решение о строительстве церкви император принял, когда узнал историю названия местности и перевод имени Pappinkondo. 25 апреля 1851 года архитектор Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт, содержавший поручение Николая I спроектировать церковь. Справился архитектор быстро, всего за три месяца — предполагается, что рапорт не был неожиданностью и ему предшествовало устное распоряжение. 11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии императора Николая I, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П.М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления генерал-лейтенанта С.М. Лихардова, архитектора А.И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа генерал-лейтенанта Н.Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень. В основание фундамента были заложены золотые и серебряные монеты, памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11″ и камень с берегов Иордана. Строительство, как и положено императорскому замыслу, шло быстро, 31 августа 1854 года состоялось ее торжественное освящение во имя святой мученицы Царицы Александры — небесной покровительницы императрицы Александры Фёдоровны. После освящения император покинул Петергоф и более в город не вернулся. 18 февраля 1855 года императора Николая I не стало.

Как было принято на законодательном уровне при Николае I, церковь построили в псевдорусском стиле. Стремясь сделать постройку просторнее, Штакеншнейдер распределил нагрузку кровли и купола на стены, и не стал делать колонны, поддерживающие свод внутри церкви. Основной объём церкви — кубический, на нём стоит восьмигранный барабан, венчаемый большим куполом с главкой и крестом. Такое устройство характерно было для допетровких церквей и называлось «восьмерик на четверике». Сквозь окна барабана в церковь проникает свет. Кроме большого купола на кровле есть ещё четыре малых, а самая заметная деталь — высокая трёхъярусная шатровая колокольня. Черты старинного русского храма церкви придают общие очертания и кокошники, которыми украшены и стены, и колокольня. Используется в декоре и ордерная система классицизма. Псевдорусский стиль был обязательным для внешнего оформления здания церкви, а вот внутри его часто не придерживались, поэтому оформление интерьеров Александрийской церкви носит классический характер. Император Николай I подарил церкви старинный деревянный резной иконостас, покрытый белой краской и позолотой, ранее принадлежавший Петру I. Предполагается даже, что при проектировании церкви Штакеншнейдер учитывал облик ценного иконостаса, типичный для русского искусства конца XVII века. Церковь вмещала в себя до пятисот прихожан, при ней был приемный покой для оказания первой помощи заболевшим крестьянам.

К осени 1940 года был составлен проект превращения церкви в клуб с кинозалом. Богослужения в храме прекратились. В 1941 году церковь оказалась у линии фронта. Военные действия нанесли ей существенный урон. После войны в здании бывшей церкви разместили совхозную мастерскую, в подвале было овощное хранилище. Позже храм на десять лет остался в запустении, без хозяев. Только в 1999 году начались регулярные богослужения. Силами приходской общиной и обществом духовного просвещения свт. Игнатия (Брянчанинова) храм начал восстанавливаться. Сегодня восстановленную светлую церковь на холме видно издалека, это одно из украшений окрестностей Петергофа. У церкви сохранились надгробия, в том числе и кованные крестьянского погоста.

В статье использованы материалы Сообщества ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ ТРОПЫ

Обсуждение закрыто.